Цени по достоинству каждый момент, которым ты живешь,
и придавай ему еще большую значимость, разделяя его
с особенным человеком, настолько особенным,
Основная цель работы:
Обеспечение условий для полноценного психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды
в соответствии с их
индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи:
1.Содействие в создании благоприятного социально-психологического
климата в педагогическом и детском коллективах.
2. Оказание психологической поддержки воспитанникам
3. Создание оптимальных психологических условий для
позитивного развития эмоциональной сферы и формирования эстетических
потребностей личности.
4. Повышение психологической культуры педагогов, воспитанников
и родителей.
5. Организация
консультативной помощи родителям в вопросах семейного воспитания.
Основные направления деятельности педагога-психолога в
детском саду:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Система психодиагностической работы строится следующим
образом. В начале учебного года проводится экспресс диагностика уровня
психического развития детей всех возрастных групп кроме тех, кто идёт на
следующий год в школу. На его основе и анализе углублённо диагностируются дети,
предположительно имеющие проблемы в личностной сфере. Именно они обычно и
составляют «группу риска».
Будущие первоклассники изначально обследуются по всем
критериям школьной готовности. Повторное диагностическое обследовании этих
детей происходит в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную
помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Диагностическое обследование также проводится после
проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания
результативности принятых мер.
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
На основе углублённой диагностики строится
коррекционно-развивающая работа. Данное направление деятельности педагога –
психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя
достаточно широкий спектр форм работы:
- групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия
(работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному
обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие
семинары).
Основной целью коррекционной работы с детьми является
содействие полноценному психическому и личностному развитию.
Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности –
правильно и вовремя выявленная причина той или иной проблемы. В психике
человека всё взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере
часто влекут за собой проявление проблем в другой.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Следующие два направления – психологическое просвещение и
психологическая профилактика были объединены в одно, так как просвещение
родителей и педагогов носит профилактический характер. В рамках реализации
данного направления одной из основных задач является создание психологически
благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников
образовательно-воспитательного процесса – детей, педагогов.
Решение проблемы
адаптации, как и любой другой, требует комплексного подхода (сбор анамнеза,
информирование родителей об особенностях адаптации дошкольников, разработка
режима, отслеживание процесса привыкания ребёнка к детскому саду и коррекция
его при необходимости).
Особое внимание уделяется профилактике возможных трудностей
детей при адаптации к школе. По решению этой проблемы был выбран цикл занятий
для будущих первоклассников
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В психологическом консультировании родителей можно выделить
несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике.
Первая группа запросов родителей носит «не проблемный»,
познавательный характер. Родители понимают необходимость контроля за ходом
психического развития ребёнка, раннего выявления отклонений и задержек в
развитии и формулируют свой запрос в виде требования определить уровень
умственного и психического развития ребёнка. С одной стороны при таких запросах
у родителей доминирует желание удостовериться, что ребёнок развивается
нормально.
С другой стороны, запросы родителей определить уровень
развития их детей связаны с необходимостью ранней подготовки детей к обучению в
школе со сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для
поступления в такую школу.
Многочисленную группу составляют запросы родителей,
связанные с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность,
застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, фантазирование, эмоциональная
неустойчивость, нервность). Причём число таких запросов увеличилось.
Рубрика «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
СТАТЬЯ 4
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
ПРАВИЛО РОДИТЕЛЬСКОГО
ОПТИМИЗМА
Каждый ребенок развивается по-своему!
Если он чего-то не умеет по сравнению с другими детьми, значит вы еще не нашли подходящего
способа развития ребенка. Любой ребенок может достичь хороших результатов, если вы верите в него!
ПРАВИЛО ТЕРПИМОСТИ
Или правило Гауэна
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка.
Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они окажутся дикими или «за гранью».
ПРАВИЛО РЕСУРСА
Любой ребенок умеет делать что-то особенно хорошо.
Это его личный ресурс. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями.
ПРАВИЛО УСПЕХА
Начиная делать что-то вместе с ребенком, который
оказывается в затруднении, не делайте
это вместо него. Дайте своему ребенку шанс приобрести новый опыт!!!
Даже если он будет неудачным. Заканчивайте день
похвалой и одобрением позитивных изменений.