Подготовка ребенка к детскому саду
Памятки, рекомендации родителям
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давйте простые и понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!
Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он начал впервые посещать детский сад
□ Настраивать ребёнка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
□ Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
□ Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
□ Щадить его ослабленную нервную систему.
□ Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
□ Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
□ Не кутать своего ребёнка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
□ Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
□ Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать его за детские капризы.
□ При выявленном изменении в обычном поведении ребёнка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
□ При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Предлагаем вам несколько советов по преодолению трудностей адаптационного периода
Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъём, время дневного сна и приёма пищи и т.д.).
Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно постараться научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей, подождать, пока другой ребёнок поиграет и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой в группе, постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют и пр.).
Безусловно, время пребывания ребёнка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго.
Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему:
1-2 день – оставьте ребёнка на 2-3 часа. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребёнком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это должен делать воспитатель.
3-6 день – заберите ребёнка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу (опоздай Вы немного, и крохе придётся пережить несколько неприятных минут тревожного ожидания мамы). Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, всё ещё щадящий график) малыш уходит домой в полдник. И лишь с третьей недели можно оставлять ребёнка на целый день.
В период адаптации необходимо быть особенно внимательным и чутким к малышу. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, радуйтесь успехам Вашего малыша и обязательно хвалите его. Ваши беседы должна быть наполнены положительными эмоциями. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.
Как родителям надо готовить ребёнка к поступлению в детский сад
l Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
l Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
l Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
l Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
l Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
l Отправить в детский сад ребёнка лишь при условии, что он здоров.
l Не отдавать ребёнка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
l Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
l Повысить роль закаливающих мероприятий.
l Оформить в детский сад по месту жительства.
l Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
l Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
l Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
l "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
l Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
l Не угрожать ребёнку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
l Готовить вашего ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
l Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад.
l Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
l Всё время объяснять ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Рано или поздно чуть ли не все родители оказываются перед выбором: отдать малыша в детский сад или оставить дома под присмотром взрослых? Поистине «Гамлетовский» вопрос - «Водить или не водить?» - волнует все взрослое окружение малыша – мам и пап, бабушек и дедушек. Существует несколько мифов о детском саде, положительных и не очень.
Миф первый: «Сейчас, слава богу, во многих семьях есть возможность нанять няню, а детский сад – это пережиток прошлого!».
На самом деле все не так просто. Детский сад – это первая ступень социализации детей. Здесь ваш ребенок ежедневно встречается с социумом – не с родственниками в кругу семьи , а с «чужими» детьми и взрослыми.
Школа, в отличии от детского сада, - это обязательная ступень социализации. И ребенок, который не ходил в детский сад, в школе получает колоссальную нагрузку на психику. Помимо усвоения учебного материала, надо познавать законы жизни в детском коллективе, привыкать к режиму. Нередко у «домашних» детей возникают невротические реакции – появляются тики, энурез, страхи, либо ребенок просто заявляет родителям: «Больше в школу не пойду!»
Миф второй: «В детском саду мой ребенок будет ходить голодный, его побьют другие дети, воспитатели не досмотрят, и с ним случится что-то ужасное».
За подобными страхами часто стоят полуосознаваемые желания родителей постоянно контролировать ребенка, не разлучаться с ним. Это позиция мешает развитию самостоятельности ребенка. В саду же ребенок быстро становится самостоятельным, поскольку вынужден больше опираться на себя. Подобное положение дел радует ребенка. – Это частичная причина, по которой дети поначалу не хотят идти в сад: «Там все надо делать самому!».
Миф третий, не безусловный: «Я могу сама заниматься развитием своего ребенка!».
Да, действительно, сегодня много различной литературы по развитию у детей навыков чтения, письма, счета, внимания, памяти, сообразительности. Но домашние занятия не могут заменить работы специалистов, если только сами родители не специалисты в области воспитания детей. Остальным же следует помнить: лучше, если каждый будет заниматься своим делом.
Иногда дети становятся жертвами тщеславия родителей: малышей учат читать, выполнять сложные расчеты, не спрашивая, хотят ли дети этим заниматься; не задумываясь, есть ли у них к этому способности. Движущей силой становится стремление матери или отца показать необычность своего ребенка, самоутвердиться за его счет, чтобы при случае сказать знакомым: «Мой ребенок, в отличие от его сверстников, уже читает и считает!». К сожалению, нередки случаи, когда в результате такого обучения у ребенка возникает отвращение к занятиям и ко всему, что с ними связано.
Миф четвертый: «Если у меня возникнут претензии к работникам детсада, и я буду настаивать на своих правах, воспитатели потом отыграются на ребенке!».
Отношение ребенка и педагога складываются по – разному. Если ваш малыш неоднократно жалуется на воспитателя или няню – следует пойти и поговорить об этом с администрацией. Возможно, ребенок что-то преувеличивает или придумывает. В любом случае, лучше разбираться сразу. По горячим следам. Очень важно то, в каком настроении родители малыша приходят «разбираться» в детский сад. Если они не придерживаются заранее избранной обвиняющей позиции, а искренне хотят разобраться в проблеме, проявляют такт и уважение к людям, которые работают с их ребенком, - чаще всего возникает конструктивный диалог.
Детский сад – это маленькая модель всего общества, и если возникли сложности на этом этапе жизни, они могут преследовать ребенка и при поступлении в школу, и дальше – в институте, на работе, в личных отношениях…
Если вы решительно настроены против детского сада, позаботьтесь о других возможностях социализации вашего ребенка. Это может быть группа эстетического развития при ближайшем Доме культуры, спортивная секция, психологические тренинги или что-то другое.
На вопрос: « Быть или не быть» вашему ребенку в детском саду, можете ответить только вы сами.
Что делать родителям за год до поступления ребенка в школу